ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Научно установленный факт: глаза – самый информативный орган чувств Посредством зрения мы получаем около 90% информации об окружающем нас мире. Учащиеся с особенностями психофизического развития (ОПФР) не исключение, если, конечно, у ребенка нет нарушений зрения. Кроме того, школьники с особенностями развития часто имеют наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (и не только в начальных классах), поэтому при их обучении следует как можно больше опираться на сохранные анализаторы, один из которых - зрительный.
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация – преподнесение абстрактной, объемной, трудной в усвоении информации в образной, легко запоминающейся форме, которая позволяет связать понятия из разных областей учебной программы. Визуализация учебной информации – это система, включающая в себя комплекс знаний, визуальные способы их представления, визуально-технические средства передачи информации, набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит известная поговорка. Визуализация подразумевает наглядность изучаемого материала и возможность показать действия на примере. Умелое использование средства визуализации информации позволят эффективно решать учебные и коррекционные задачи.
Методологический фундамент
визуализации учебной информации
Проектирование урока с помощью техник визуализации проходит в несколько этапов:
- отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
- выделение главного, методологических и прикладных аспектов темы;
- расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
- подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодирование;
- поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
- составление первичного варианта, компоновка информации в блоки;
- критическое осмысление первичного варианта с последующей коррекцией;
- введение цвета, дизайнерское оформление;
- озвучивание и окончательная корректировка визуальной модели представления учебной информации.
Техники визуализации учебной информации
Существует большое разнообразие традиционных средств визуализации учебного материала. Традиционные средства визуализации хорошо знакомы педагогам и учащимся:
- предметы объективной реальности;
- опыты и эксперименты;
- макеты и фигуры, игрушки;
- репродукции картин, рисунки, фотографии;
- видео-демонстрацию со звуком;
- аудио воспроизведение;
- карты, схемы, графики, таблицы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает детям усвоить новый материал, закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания и представления. Наглядные пособия применяются практически на всех видах уроков, коррекционных занятиях. При отборе наглядного материала для работы с детьми с ОПФР учитывается ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, художественная выразительность материала, познавательная содержательность.
Современные технологии дают возможность учителям применять и новые техники визуализации. К ним относятся: таймлайн (лента времени), интеллект-карта, коллаж, скрайбинг, инфографика, облако слов, кластер, различные интерактивные задания.
Интеллект-карта
Интеллект-карта (карта разума) – это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать её. При составлении интеллект-карты учитываются следующие принципы: выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Более мелкие ветви могут делить еще на несколько подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Работать с такими ментальными картами интересно и продуктивно. Интеллект-карта легко запоминается благодаря использованию образов, ассоциаций и цвета. Интеллект-карта (карта разума) является инструментом развития памяти и мышления.
Опорный конспект
Опорный конспект представляет собой краткую тезисную схему. Он содержит знаки, схемы, таблицы, рисунки, ключевые слова, короткие фразы и другие элементы визуализации.
Основной теоретический материал изложен небольшим количеством знаков. Такую схему нетрудно запомнить и, следовательно, используя её, легче рассказывать теоретический материал.
Лэпбук
Лэпбук (англ. lapbook – наколенная книга) – тематическая папка, в которой сохраняется учебный материал. Лэпбук напоминает коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Скрайбинг
Скрайбинг (англ. scribe – делать наброски или эскизы) – это один из способов иллюстрации сообщения (передачи информации) путем использования графических символов, при котором создание графических образов происходит в процессе объяснения учебного материала. В работе учителя-дефектолога эффективно использование аппликационного, магнитного скрайбинга, где есть заготовки, необходимые для создания определенных эскизов. Использоваться такой скрайбинг может, к примеру, для пересказа текстов или служить «помощником» для понимания смысла задач (рисуем задачу).
В процессе донесения информации до учащихся происходит отрисовка простых образов, которые могут дополняться на протяжении урока как учителем, так и детьми.
Инфографика
Основными принципами инфографики являются легкое восприятие информации и содержательность. Для создания инфографики используются диаграммы, графики, таблицы, графические элементы. Инфографика это графический способ подачи информации, данных и знаний. Это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.
Следует различать инфографику как средство наглядности и инфографику как средство когнитивной визуализации учебного материала. В первом случаи речь идет о пассивном восприятии информации, во втором – активном творческом процессе создания мыслеобразов, означивание и осмысление учебного контента.
Таймлайн
Таймлайн (англ. timeline – линия времени) – это шкала времени, представленная прямым отрезком, на котором в хронологическом порядке отмечаются произошедшие события. Чаще всего такую временную шкалу используют на уроках литературы, истории, где учащиеся (в том числе с ОПФР) могут визуально представить в хронологическом порядке смену исторических событий. Лента времени служит для концентрации на процессе обучения. Таймлайн облегчит запоминание дат, персоналий, событий, а также причинно-следственных связей.