Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г. Борисова"

222120, г. Борисов, ул. III Интернационала, 143

ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Научно установленный факт: глаза – самый информативный орган чувств Посредством зрения мы получаем около 90% информации об окружающем нас мире. Учащиеся с особенностями психофизического развития (ОПФР) не исключение, если, конечно, у ребенка нет нарушений зрения. Кроме того, школьники с особенностями развития часто имеют наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (и не только в начальных классах), поэтому при их обучении следует как можно больше опираться на сохранные анализаторы, один из которых - зрительный.

Слово         «визуализация»   происходит          от      латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация – преподнесение абстрактной, объемной, трудной в усвоении информации в образной, легко запоминающейся форме, которая позволяет связать понятия из разных областей учебной программы. Визуализация учебной информации – это система, включающая в себя комплекс знаний, визуальные способы их представления, визуально-технические средства передачи информации, набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит известная поговорка. Визуализация подразумевает наглядность изучаемого материала и возможность показать действия на примере. Умелое использование средства визуализации   информации позволят         эффективно решать       учебные и коррекционные задачи.


Методологический фундамент

визуализации учебной информации

 

Проектирование урока с помощью техник визуализации проходит в несколько этапов:

  • отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
  • выделение главного, методологических и прикладных аспектов темы;
  • расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
  • подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодирование;
  • поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
  • составление первичного варианта, компоновка информации в блоки;
  • критическое осмысление первичного варианта с последующей коррекцией;
  • введение цвета, дизайнерское оформление;
  • озвучивание и окончательная корректировка визуальной модели представления учебной информации.


Техники визуализации учебной информации

Существует большое разнообразие традиционных средств визуализации учебного материала.  Традиционные средства визуализации хорошо знакомы педагогам и учащимся:

  • предметы объективной реальности;
  • опыты и эксперименты;
  • макеты и фигуры, игрушки;
  • репродукции картин, рисунки, фотографии;
  • видео-демонстрацию со звуком;
  • аудио воспроизведение;
  • карты, схемы, графики, таблицы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает детям усвоить новый материал, закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания и представления. Наглядные пособия применяются практически на всех видах уроков, коррекционных занятиях. При отборе наглядного материала для работы с детьми с ОПФР учитывается ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, художественная выразительность материала, познавательная содержательность.

Современные технологии дают возможность учителям применять и новые техники визуализации. К ним относятся: таймлайн (лента времени), интеллект-карта, коллаж, скрайбинг, инфографика, облако слов, кластер, различные интерактивные задания.

                                             Интеллект-карта

Интеллект-карта (карта разума) – это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать её. При составлении интеллект-карты учитываются следующие принципы: выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Более мелкие ветви могут делить еще на несколько подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Работать с такими ментальными картами интересно и продуктивно. Интеллект-карта легко запоминается благодаря использованию образов, ассоциаций и цвета. Интеллект-карта (карта разума) является инструментом развития памяти и мышления.

Опорный конспект

Опорный конспект представляет собой краткую тезисную схему. Он содержит знаки, схемы, таблицы, рисунки, ключевые слова, короткие фразы и другие элементы визуализации.

Основной теоретический материал изложен небольшим количеством знаков. Такую схему нетрудно запомнить и, следовательно, используя её, легче рассказывать теоретический материал.

Лэпбук

Лэпбук (англ. lapbook – наколенная книга) – тематическая папка, в которой сохраняется учебный материал. Лэпбук напоминает коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

                                                     Скрайбинг

Скрайбинг (англ. scribe – делать наброски или эскизы) – это один из способов иллюстрации сообщения (передачи информации) путем использования графических символов, при котором создание графических образов происходит в процессе объяснения учебного материала. В работе учителя-дефектолога эффективно использование аппликационного, магнитного скрайбинга, где есть заготовки, необходимые для создания определенных эскизов. Использоваться такой скрайбинг   может, к примеру, для пересказа              текстов            или    служить «помощником» для понимания смысла задач (рисуем задачу).

 В процессе донесения информации до учащихся происходит отрисовка простых образов, которые могут дополняться на протяжении урока как учителем, так и детьми.

Инфографика

Основными принципами инфографики являются легкое восприятие информации и содержательность. Для создания инфографики используются диаграммы, графики, таблицы, графические элементы. Инфографика это графический способ подачи информации, данных и знаний. Это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.

Следует различать инфографику как средство наглядности и инфографику как средство когнитивной визуализации учебного материала. В первом случаи речь идет о пассивном восприятии информации, во втором – активном творческом процессе создания мыслеобразов, означивание и осмысление учебного контента.

Таймлайн

Таймлайн (англ. timeline – линия времени) – это шкала времени, представленная прямым отрезком, на котором в хронологическом порядке отмечаются произошедшие события. Чаще всего такую временную шкалу используют на уроках литературы, истории, где учащиеся (в том числе с ОПФР) могут визуально представить в хронологическом порядке смену исторических событий. Лента времени служит для концентрации на процессе обучения. Таймлайн облегчит запоминание дат, персоналий, событий, а также причинно-следственных связей.

Версия сайта для слабовидящих