Ежегодно на объектах железнодорожного транспорта получают тяжелые травмы и гибнут десятки людей.
Основными причинами травмирования являются: нахождение граждан на железнодорожных путях в неустановленных местах, переход железной дороги в непосредственной близости от подвижного состава, нахождение на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения и проявление личной неосторожности. Очень часто причинами травмирования становятся мобильный телефон и наушники, желание сделать красивое фото на фоне движущегося поезда либо, еще хуже, получить порцию адреналина, зацепившись за части подвижного состава и прокатившись на нем.
Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от множества факторов в среднем составляет около 1 000 метров. Порой может складываться впечатление, что поезд находится на достаточном расстоянии, для того чтобы успеть перейти через железнодорожный путь. Но надо учитывать, что состав, идущий со скоростью 100–120 км/час, за 1 секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее 5–6 секунд.
Иногда создается ошибочное мнение, что, отойдя на 1–1,5 метра от железнодорожного пути, человек находится в безопасной зоне. Однако сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн. При такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому безопасное расстояние, на которое должен отходить человек, составляет не менее 2 метров от крайнего рельса железнодорожного пути.
Напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27 000 вольт. Если электрическая сеть в доме имеет напряжение в 220 вольт, а при ее неисправности в случае прикосновения можно получить сильнейший ожог, то учитывая огромное напряжение в контактной сети, получить смертельный ожог можно, приблизившись к контактному проводу на расстояние менее 2 метров.
Для безопасного нахождения на объектах железнодорожного транспорта следует соблюдать следующие правила:
- переход через железнодорожные пути осуществляется в установленных и обозначенных местах (пешеходные переходы, тоннели, мосты, а также другие места, обозначенные соответствующими знаками);
- при переходе через железнодорожные пути необходимо внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
- при переходе через железнодорожные пути гражданам не следует пользоваться мобильными телефонами и наушниками, а также стоит снимать капюшоны, которые значительно ограничивают обзор и слышимость;
- пересечение железнодорожного пути после прохода поезда одного направления следует производить, убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
Уважаемые взрослые! Соблюдайте сами и учите детей правилам безопасности на железнодорожном транспорте! Не оставляйте детей одних и не позволяйте им играть вблизи железнодорожных путей! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железнодорожной дороги.
Профилактические ролики о правилах поведения на железной дороге:
https://youtu.be/EHK06KTR8ew
https://youtu.be/Rfb2jSD80J0
https://youtu.be/TG8nqfxitK4
Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях несоблюдение правил поведения на железной дороге предусматривает наказание.
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций.
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом – влечет наложение штрафа в размере от шести до пятидесяти базовых величин.
2. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки – влечет наложение штрафа в размере от шести до пятидесяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком от одного года до двух лет или без лишения.
Примечание. Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.
Статья 18.2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте
1. Подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического транспорта, – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
2. Повреждение железнодорожного или трамвайного путей, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
3. Нарушение правил проезда гужевого транспортного средства и прогона скота через железнодорожные пути, выпаса скота вблизи железнодорожных путей – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
4. Проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в местах, не предназначенных для их пересечения, – влекут наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Статья 18.3. Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта
1. Самовольный проезд в грузовом поезде, либо посадка в поезд или высадка из него во время движения, либо проезд на подножке или крыше вагона, либо самовольная остановка поезда без необходимости – влекут наложение штрафа в размере от шести десятых до трех базовых величин.
2. Выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства железнодорожного транспорта – влечет наложение штрафа в размере от одной до двух базовых величин.
3. Открытие дверей транспортного средства железнодорожного транспорта во время движения – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
Несовершеннолетние, совершившие правонарушения по указанных статьях, становятся на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних, с ними организовывается индивидуально-профилактическая работа.
С целью минимазации факторов травмирования и гибели несовершеннолетних от внешних причин в ГУО "Средняя школа №9 г.Борисова" проведена профилактическая работа о правилах безопасного поведения на железной дороге, недопустимости нахождения в опасных местах в наушниках, использования мобильных телефонов и других гаджетов: тематические беседы «Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте и на железной дороге», «Расскажите детям о железной дороге», презентация «Детям о железной дороге»; интерактивная игра «Железная дорога - не место для игр»; изготовление коллажа: «Железная дорога – детям не игрушка!»; информационные и классные часы «Профилактика детского травматизма и соблюдение детьми правил личной безопасности на объектах железнодорожного транспорта»; просмотр профилактических видеороликов о безопасном поведении на железной дороге; оформление стенда «Профилактика детского травматизма на железной дороге» в фойе первого этажа и размещение информации на информацинных стендах для родителей; распространение листовок «Безопасность на железной дороге».