Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г. Борисова"

Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г. Борисова"

222120, г. Борисов, ул. III Интернационала, 143

XII Педагогический марафон "Педагог – профессия мирная и созидательная"

14.04.2023
XII Педагогический марафон "Педагог – профессия мирная и созидательная"

XII педагогический марафон «Педагог – профессия мирная и созидательная»

 

В 2023 году с целью укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства, популяризации и внедрения эффективных педагогических практик 17–21 апреля 2023 года пройдет XII педагогический марафон «Педагог – профессия мирная и созидательная».

Участников Педмарафона ждут интересные уроки, викторины, ток-шоу, дискуссии, деловые игры, виртуальные экскурсии, творческие мастерские, молодежные брифинги, брейн-ринги, круглые столы, мастер-классы, выставки, конференции, конкурсы, фестивали и др. Педагоги продемонстрируют реализацию воспитательного потенциала учебного предмета в образовательном процессе.

 

Педмарафон включает тематическую неделю:

 

понедельник – День педагогического работника учреждения дошкольного образования и День школьного библиотекаря;

вторник – День учителя-предметника, День молодого педагога;

среда – День классного руководителя, День работника учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

четверг – День педагога-психолога, День педагога социального и День работника специального образования;

пятница – День управленца.

 

 

Методические рекомендации по проведению XII Педагогического марафона «Педагог – профессия мирная и созидательная»

 

В 2023 году особое внимание предлагается уделить укреплению в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства.

Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи приобрели в настоящее время особую актуальность. Несомненно, выбор профессии является чрезвычайно важным и непростым делом для человека. Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, профессиональное самоопределение, физическое и психологическое здоровье.

Профессиональное становление личности начинается со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, а также определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для осознанного выбора обучающимися своей будущей профессии. Чтобы осуществить оптимальный выбор профессии в будущем, обучающему следует помочь научиться ориентироваться в стремительно меняющемся мире профессий.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в  единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, правовым, эстетическим и физическим развитием личности, т.е. во взаимосвязи собразовательным процессом. Таким образом, профориентация является важным компонентом развития полноценной личности вгражданском обществе.

С целью совершенствования профессиональной компетентности руководящих работников и специалистов образования в вопросах организации профориентационной деятельности и использования современных форм профориентации, популяризации и внедрения эффективных педагогических практик в 2023 году XII педагогический марафон (далее – Педмарафон) пройдет по теме «Педагог – профессия мирная и созидательная».

 

В рамках Педмарафона необходимо решить ряд задач:

  • формирование у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимых для трудовой мобильности;
  • формирование мотивации к глубокому изучению предметов на повышенном уровне;
  • формирование профессиональной культуры личности, культуры трудовой деятельности, ценностного отношения обучающихся к труду, социальной значимости профессиональной деятельности;
  • расширение знаний детей о мире профессий и формирование интереса к познанию мира труда через организацию досуговой, исследовательской и трудовой деятельности, выявление тенденций развития способностей ребенка в процессе педагогического взаимодействия;
  • использование потенциала учебных предметов в профориентационной работе;
  • совершенствование информационно-методического обеспечения профессиональной ориентации обучающейся молодежи на выбор профессий сельскохозяйственной, педагогической направленности;
  • сетевое взаимодействие учреждений общего среднего образования и учреждений профессионального образования;
  • взаимодействие с родительской общественностью и социумом по вопросам профессионального становления обучающихся;
  • организация и проведение мероприятий по развитию профессиональныхзапросов обучающихся;
  • развитие творческого подхода педагогов к профессиональной деятельности в вопросах организации профориентационной работы;
  • обеспечение взаимодействия учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы.

 

Система профориентационной работы учреждения направлена на взаимодействие школы, семьи, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов.

Участие в Педмарафоне для педагогов создает условия для профессионального роста, для родителей – повышает удовлетворенность качеством образовательного процесса, уверенность в социальной мобильности детей и готовности их к профессиональному самоопределению.

На каждом этапе ведущая роль в профориентации принадлежит классному руководителю, куратору группы, который изучает профессиональные склонности обучающихся, выявляет их отношение к физическому и интеллектуальному труду, учитывает их способности и интересы для привлечения к участию в мероприятиях и конкурсах.

Учителя-предметники выявляют способности и интересы обучающихся, привлекают их к исследовательской деятельности, участию в интеллектуальных конкурсах, конференциях, предметных неделях, олимпиадах, стимулируют познавательную активность.

Одной из важных составляющих системы профориентации является тестирование и анкетирование учащихся с целью определения профессиональной направленности, которые проводят педагоги-психологи.

Педагоги должны помочь учащимся определиться с их профессиональным будущим, направить родительскую общественность на оказание помощи при выборе дальнейшего профессионального будущего, опираясь на результаты изучения особенностей психофизического развития, общего состояния здоровья, требования выбираемых профессий, учитывая реальную ситуацию на рынке труда, возможность трудоустройства.

При планировании профориентационной работы необходимо учесть, что в учреждениях образования реализуются: образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах), программы факультативных занятий для обучающихся«Основы экономических знаний», «Основы предпринимательства», «Основы финансовый грамотности», «Основы экологии и профессиональное будущее», «Профессия моей мечты», «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», «Введение в педагогическую профессию», «Введение в аграрные профессии»,«Введение в спортивно-педагогические профессии», «Введение в профессии железнодорожного транспорта», «Готов Родине служить» которые ориентированы на формирование знаний и умений выбора профессии и реализации своего профессионального плана с учетом собственных интересов, способностей и общественных потребностей.

Проводятся занятия в STEM-классах, где ребята учатся писать программы, создавать сайты и приложения, конструировать роботов, используя знания законов физики, математики, химии, биологии, что повышает интерес к естественным наукам и мотивацию к выбору технической специальности в перспективе.Организована работа профильных классов/групп педагогической, спортивно-педагогической, аграрной, правовой направленности. Проводятся региональные чемпионаты WorldSkills, JuniorSkills, конкурсы профессионального мастерства; конкурс по робототехнике «Дорога в будущее». Реализуются областные проекты «Мой профессиональный старт», «Предпринимательская инициатива, финансовая грамотность, современное образование: новые драйверы экономики». Активно функционируют школьные бизнес-компании.

Педагогическим работникам учреждений дошкольного образования необходимо обратить внимание на вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды для реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста,создания адаптивного образовательного пространства для развития трудовых навыкову детей с особенностями психофизического развития; формирования у воспитанников первоначального интереса к профессиям взрослых и понимания значимости результатов их труда для семьи и страны; содействия овладению детьми дошкольного возраста элементарными трудовыми умениями.

Школьным библиотекарям предлагается поделиться опытом создания эффективной медиаобразовательной среды учреждения образования, организовать тематические выставки книг о профессиях; регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбора профессии и профориентационной работе; изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу и интернет-ресурсы, помогающие в выборе профессии; организовывать читательские диспуты-конференции о выборе профессии, приглашать интересных людей; обобщать и систематизировать методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы. В центре внимания данного дня интерактивные формы и методы работы библиотеки, панорама идей по формированию информационной и медиакультуры учащихся и педагогов.

Учителям-предметникамв рамках серии открытых уроков, мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов необходимо обратить внимание на установление и реализацию взаимосвязи учебных предметов с  профессиональной средой, содействие в профессиональной направленности, расширение круга представлений о мире профессий при организации образовательного процесса и, таким образом, способствовать самоопределению обучающихся.

Необходимо уделить внимание допрофильной подготовке и профильному обучению, работе с высокомотивированными и одаренными учащимися по формированию исследовательских компетенций, подготовке ктворческим и интеллектуальным конкурсам и олимпиадам.

Молодые педагоги во время проведения Педмарафона приобретают опыт, который повлияет на построение успешной траектории их профессионального развития. С этой целью рекомендуем познакомить их с методиками проведения родительских собраний, тренингов, классных часов, диспутов, ролевых игр, способствующих самоопределению обучающихся.

Специалисты учреждений дополнительного образования детей и молодежи, классные руководителипроводят профориентационную работу с законными представителями обучающихся, которая направлена на оказание помощи семье в подготовке детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь. Тематику профпросвещения родителей можно дополнить обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогических ситуаций, показом видеороликов, встречами со специалистами по профориентации.

Целью дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе является формирование у учащихся компетенций, необходимых для правильного выбора направления будущего профессионального образования. В ходе тренингов, организационно-деловых игр, творческих и методических мастерских, презентаций опыта, проблемных семинаров и выставок необходимо обсудить вопросы развития молодежных инициатив, профилактики подростковой дезадаптации, профориентации учащихся, пути повышения привлекательности рабочих специальностей.

Мероприятия проводятся с участием представителей различных профессий, в том числе с работниками шефских предприятий и родителей.

Для педагогов-психологов, педагогов социальных и педагогов специального образования необходимо отметить, что роль психолого-педагогического сопровождения профессионального становления заключается воказании своевременной помощи и поддержки учащимся в преодолении трудностей, ответственном отношении к своему становлению, формированию у школьников адекватной самооценки, оказанию педагогической поддержки детям группы риска в процессе их профессионального и  жизненного самоопределения. Важно также оказывать помощь классному руководителю при анализе интересов и склонностей учащихся, в оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения обучающегося.

Рекомендуем рассмотреть вопросы создания инклюзивной образовательной среды, формирования толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития.

Руководителям учреждений образования рекомендуется обратить внимание, что эффективность реализации целей профессиональной ориентации возможна при объединении усилий всех его участников: воспитателей, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов.

Проблема повышения эффективности управления учреждением образования ставит много вопросов перед современным руководителем. На мероприятиях данного дня рекомендуется обсудить вопросы повышения качества образования посредством создания условий для развития творческого, научного и профессионального потенциала современного педагога.

На современном этапе система профориентации призвана обеспечивать координацию действий государственных органов, школы, семьи, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов.Непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза.

Обращаем внимание всех ответственных за проведение мероприятий Педмарафона специалистов, что в рамках профессионального просвещения можно издать информационный вестник, журнал и оформить профориентационный стенд с использованием технологии дополненной реальности. Наиболее интересные мероприятия необходимо освещать в районной, областной и республиканской прессе, на сайтах учреждений образования, управлений (отдела) по образованию, спорту и туризму райгорисполкомов, управлений по образованию райисполкомов.

Информацию по профориентационной работе можно получить на официальных сайтах:

Министерства образования Республики Беларусь: https://edu.gov.by

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: https://mintrud.gov.by/ru;

Национального института образования: https://adu.by/ru/;

Академии последипломного образования: https://akademy.by/index.php/ru/;

Республиканского института профессионального образования: https://ripo.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: http://www.giac.by;

Республиканского института высшей школы: https://nihe.by/index.php/ru/;

Республиканского института контроля знаний: https://rikc.b;

учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона.

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: https://www.abiturient.by

 

 

 

Версия сайта для слабовидящих 
Выкл. снег